ЛСТК и цена прогресса: оборудование для производства профиля
Считается, что технология ЛСТК в современном ее виде появилась в 50-60-е годы прошлого века в США и Канаде. Однако предпосылки начали формироваться намного раньше. Так, еще в 1742 году был описан метод цинкования железа погружением в ванну с расплавленным цинком.
Профилированные изделия из металла тоже появились очень давно. Первым зданием, которое было покрыто рифлеными металлическими листами, считается Скипидарный сарай, построенный около 1830 года Генри Палмером из Лондонской док-компании.
Внешний вид станка для производства первых профлистов история не сохранила, однако в публикациях отмечается, что металлические листы прокатывались через рифленые ролики.
Впервые профиль практически в современном его виде был использован для обустройства полов и перекрытий при строительстве баптистской больницы в Линчбурге, штат Вирджиния, около 1925 года.
Впрочем, долгое время технология ЛСТК менялась очень медленно. Так, в середине прошлого века, когда уже пошел «бум» ЛСТК строительства в США и Канаде, оборудование было довольно примитивным. Станки уже умели профилировать листы металла, но не умели нарезать профили в размер, это делалось вручную. Отверстия под болтовые соединения на станке тоже было сделать невозможно.
Сейчас каркасы ЛСТК отличаются высокой точностью сборки, а в начале пути строители не могли похвастаться точностью геометрии конструкции каркаса. Причем, как и на обычной стройке, было много отходов и обрезков.
В XXI веке прогресс пошел, как говорится, семимильными шагами. Достижения в области технологии производства стали позволяют производить высококачественную, высокопрочную сталь полностью из переработанного материала, используя значительно меньше энергии, чем это было необходимо ранее. Оцинкованные покрытия обеспечивают высокую коррозионную стойкость и прогнозируемый срок службы несущего каркаса в 100 и более лет.
Принципиально изменилось оборудование для производства профиля. Современные станки делают идеально точные элементы каркаса, что позволяет собирать каркасы на стройплощадке очень быстро и без какой-либо резки или даже измерения. Размерная согласованность элементов позволяет развивать автоматизацию погрузочно-разгрузочных работ и производства, невозможную или непрактичную с большинством других видов сырья.
Компьютерные технологии усложняют само оборудование, но упрощают и облегчают труд людей, работающих на станках. От проектировщиков в цех приходят файлы с проектом каркаса. Они загружаются в компьютер станка – и через пару секунд он уже «знает», какие профили и в каком количестве требуется изготовить.
Таким образом, задача оператора состоит в загрузке 3D-модели будущего здания в оборудование и получении полностью готовых для сборки профилей – нужно лишь загрузить ленту штрипса в подающее устройство и принять готовый профиль на выходе.
Он будет вырезан точно в размер. Станок сделает все необходимые отверстия под крепеж, а также вырежет технологические отверстия для прокладки электрического кабеля, водопроводных труб и т.д. Современные станки также умеют печатать на профиле информацию в соответствии со спецификацией.
Современное оборудование для производства профиля может работать в полностью автоматическом режиме. Станок обеспечивает возможность прокатки широкой линейки профилей, включая СЖ, Z-профиль и другие. Причем еще совсем недавно перенастройка станка на другой вид профиля требовала 3-4 часов работы квалифицированного наладчика. Сейчас станок сделает это сам за несколько минут.
Таким образом, вынесенную в заголовок категорию «цена прогресса» мы можем воспринимать исключительно в положительном ключе:
- повышается процент вторичной переработки сырья – сокращаются затраты энергии, улучшается экология;
- компьютеризация упрощает труд работников и, одновременно, снижает роль «человеческого фактора», т.е. устраняет возможность ошибок;
- обеспечивается высокая точность сборки металлоконструкций, что повышает надежность зданий на каркасе ЛСТК, увеличивает срок их эксплуатации