Огнестойкость – это способность элементов конструкции здания ограничивать распространение огня в случае пожара.
Предел огнестойкости – это время, за которое строительная конструкция, оказавшись в очаге пожара, достигает одного из предельных состояний, приводящих к утрате ей противопожарных качеств, а именно:
- R - потеря несущей способности, т.е. конструкция начинает разрушаться;
- Е - потеря целостности, т.е. образуются отверстия, через которые в соседние помещения проникает пламя и продукты сгорания;
- I - потеря теплоизолирующей способности вследствие повышения температуры на необогреваемой поверхности конструкции до предельных значений (160-220 С).
Пределы огнестойкости строительных конструкций должны соответствовать принятой степени огнестойкости зданий, сооружений в соответствии с требованиями ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В кирпичных и железобетонных конструкциях, как правило, не используется специальных огнезащитных средств для повышения предела огнестойкости, поскольку для кирпичной стены всего 250 мм толщиной он составляет более 240 мин., что превышает требования для I степени огнестойкости.
Каркасные конструкции из черного металла или оцинкованного профиля требуют проведения мероприятий по огнезащите, если здание относится к I-III степени огнестойкости.
При пожаре на несущие конструкции может воздействовать пламя от 500 градусов до 1100 С и даже значительно выше (например, если в сооружении хранятся нефтепродукты).
В таких условиях металл толщиной до 3 мм (оцинкованный профиль имеет толщину 1,5-3 мм) способен выдержать воздействие огня до 8-10 минут. После этого в конструкции появляются деформации, несущая способность снижается, здание или его часть - разрушается.
Для конструкций ЛСТК проводились испытания и официально подтверждена степень огнестойкости незащищенной конструкции R15 (т.е. через 15 минут после начала огневого воздействия материал теряет несущую способность).
Если здание по степени огнестойкости в соответствии с законодательством относится в IV или V категории, то допускается применение незащищенных металлоконструкций.
В соответствии с п. 5.4.3 СП 2.13130.2013, «если требуемый предел огнестойкости конструкции (за исключением конструкций в составе противопожарных преград) R 15 (RE 15, REI 15), допускается применять незащищенные стальные конструкции независимо от их фактического предела огнестойкости, за исключением случаев, когда предел огнестойкости хотя бы одного из элементов несущих конструкций (структурных элементов ферм, балок, колонн и т.п.) по результатам испытаний составляет менее R 8».
Для повышения предела огнестойкости металлоконструкций используются средства конструктивной огнезащиты и тонкослойные огнезащитные составы.
К конструктивной огнезащите относятся толстослойные напыляемые составы, огнезащитные обмазки, штукатурки, облицовка плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами, в том числе на каркасе, с воздушными прослойками, а также комбинации данных материалов.
Тонкослойное огнезащитное покрытие (вспучивающееся покрытие, краска) - это способ огнезащиты строительных конструкций, основанный на нанесении на обогреваемую поверхность конструкции специальных лакокрасочных составов с толщиной сухого слоя не превышающей 3 мм, увеличивающих ее многократно при нагревании.
Тонкослойные покрытия имеют плохую адгезию к цинковому слою, поэтому для защиты каркаса ЛСТК используется конструктивная огнезащита. Чаще всего, это рулонные материалы на основе негорючей базальтовой ваты и плитные материалы.
В жилищном строительстве, при возведении коммерческих (офис, магазин) и социальных объектов чаще всего на практике используется гипсокартон.
Облицовка гипсокартонными листами выполняет и огнезащитную функцию и функцию внутренней отделки. Существуют разные виды таких листов. В некоторых случаях облицовка из 2-3 слоев гипсокартона может обеспечивать предел огнестойкости до REI 240.
Таким образом, на каркасе ЛСТК, при использовании эффективных средств конструктивной огнезащиты, может быть построено здание любого назначения, с самыми высокими требованиями к пожарной безопасности.