Преимущества ЛСТК: безопасность и надежность
В серии публикаций под общим заголовком «Преимущества ЛСТК» мы рассматриваем свойства технологии ЛСТК, выгодно отличающие ее от традиционных технологий строительства (кирпич, железобетон и др.).
В предыдущих статьях мы отметили, что легкие стальные тонкостенные конструкции очень мало весят по сравнению с несущей основой здания из бетона или даже тем же каркасом, но из черного металла.
Из этого факта вытекают сразу несколько преимуществ, которые, в конечном итоге, оборачиваются выгодами для потребителя:
- легкий фундамент – меньше затрат на бетон;
- существенное уменьшение затрат на технику.
В третьей статье из этого цикла мы рассмотрели такое важное преимущество, как скорость строительства.
В четвертой рассказали о стоимости строительства.
В пятой обратились к такому вопросу, как проведение строительных работ в холодное время года.
Шестая публикация была посвящена сроку службы здания на каркасе ЛСТК.
Седьмая статья касалась такого важного вопроса, как энергоэффективность зданий, сооружений на каркасе ЛСТК.
В восьмой статье говорилось про экологичность материалов, используемых в строительстве.
В девятой публикации было рассказано о таком неочевидном преимуществе, как компактная стройплощадка здания из ЛСТК.
Десятая статья была посвящена противодействию распространения грибка и плесени.
Сегодня поговорим о безопасности и надежности здания на каркасе ЛСТК.
Безопасность рассматривается в первую очередь в контексте противопожарных мер и отсутствия вредных воздействий на людей, находящихся в здании (химических, биологических, радиационных и т.п.).
Надежность - это способность здания:
- выдерживать функциональные нагрузки в нормальных и аномальных условиях эксплуатации;
- «выслужить» расчетный срок службы.
Высокая пожарная безопасность здания на металлокаркасе (как из оцинкованного профиля, так и из черного метала) определяется негорючестью самого метала, а также степенью горючести и огнестойкости материала утепления.
Негорючесть металла, впрочем, не означает отсутствие всякой пожароопасности. Дело в том, что любой металлокаркас, даже из толстой двутавровой балки, начинает деформироваться под воздействием сильного пламени. Металл не сгорит, не расплавится, но каркас может потерять несущую способность – здание, даже не выгорев полностью, рухнет. В сильном пожаре собственная огнестойкость каркаса составит не более 15 минут.
Поэтому необходимо обеспечивать огнезащиту каркаса. Для изделий из черного металла она дешевле – достаточно нанесения тонкослойного покрытия.
Тонкослойное огнезащитное покрытие (вспучивающееся покрытие, краска) - это способ огнезащиты строительных конструкций, основанный на нанесении на обогреваемую поверхность конструкции специальных лакокрасочных составов с толщиной сухого слоя не превышающей 3 мм, увеличивающих ее многократно при нагревании.
Для каркаса ЛСТК требуется конструктивная огнезащита, а именно огнезащитные обмазки, штукатурки, облицовка плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами.
В жилых домах, а также зданиях гражданского назначения (школы, больницы) каркас в любом случае заключается внутрь «пирога стены», состоящего из плитных материалов (гипсокартон и другие), утеплителя и т.д. Это одновременно и отделка, и утепление, и огнезащита.
Например, такие материалы, как базальтовая вата, являются полностью негорючими и способны сопротивляться распространению огня в течение 45-120 минут, в зависимости от толщины материала.
В зданиях сельскохозяйственного, промышленного назначения решения по огнезащите следует принимать отдельно в каждом конкретном случае.
Надежность (устойчивость) сооружения на каркасе ЛСТК определяется расчетными нагрузками при проектировании. В регионах с высокими уровнями ветровой и снеговой нагрузки строятся каркасы повышенной прочности.
Что касается срока службы, то он определяется сроком эксплуатации самого каркаса, а также материалов, используемых в «пироге стены», в т.ч. внешней и внутренней отделки.
Современные исследования (на основе компьютерного моделирования) показывают, что каркас, надежно упакованный в «пирог стены», не подверженный постоянному воздействию влаги, может прослужить 200-300 лет.