Препятствия для технологии ЛСТК в жилищном строительстве: инфраструктура
Конечный потребитель не очень хочет металлокаркас, и это понятно. Это психология. Отец построил дом из кирпича, сосед построил дом из кирпича, друг построил дом из кирпича, чем я хуже? Деревянный каркас тоже вошел в «общественное сознание» и стал привычным.
Препятствия для технологии ЛСТК в жилищном строительстве: инфраструктура
Конечный потребитель не очень хочет металлокаркас, и это понятно. Это психология. Отец построил дом из кирпича, сосед построил дом из кирпича, друг построил дом из кирпича, чем я хуже? Деревянный каркас тоже вошел в «общественное сознание» и стал привычным.
Металлокаркасу (если говорить о технологии ЛСТК) в России более двадцати лет, а в США, Канаде и некоторых других странах – намного больше. Однако это по-прежнему «новая технология».
И по-прежнему для ее успешного развития нет инфраструктуры. Дом на металлокаркасе – это сложная система. Металлургия и металлообработка (производство холодно- или горячекатаного стального листа) – на начальном этапе.
Далее идет финальная металлообработка – профилирование стального листа и изготовление каркаса (этим могут заниматься отдельные фирмы или сами строители). Поскольку каркас – это только «скелет», огромную роль на рынке играют производители материалов для ограждающих конструкций, от сэндвич-панелей до разнообразных плитных материалов, утеплителей и др.
На всех этапах создания дома необходимо сопряжение интересов различных выгодоприобретателей, необходима инфраструктура. Она не была создана для предоставления продуктов и услуг так, как этого хотели строители. Торговые посредники не были обучены и подготовлены для удовлетворения потребностей рынка жилья, что заставляло строителей, которые в значительной степени полагаются на профессиональные знания, действовать осторожно, даже несмотря на то, что стимулы к инвестициям были очень высокими.
Кроме того, техника и технологии тоже были не совсем готовы. Исследователи и практики различных специальностей проделали большую работу над новыми технологиями, включая более эффективные способы создания металлоконструкций и более эффективные способы их монтажа.
Современный «конвейер» создания ЛСТК – это высокотехнологичное производство. Проектирование было видоизменено до неузнаваемости с появлением соответствующих компьютерных программ. Велосипед и гоночный автомобиль – примерно так можно сравнить скорость работы инженера с кульманом и в среде компьютерного проектирования. Даже вчерашний студент-троечник может «штамповать» типовые проекты с впечатляющей производительностью труда.
Современные станки для профилирования – это вполне «самодостаточные» компьютеризированные производственные линии, которые получают от проектировщика задание, а на выходе достаточно иметь одного человека, который будет сортировать набор различных профилей. Это упрощенно, но в целом так.
Таким образом, на сегодняшний день есть комплексные решения, которые позволяют строителям загружать рулонный материал на «входе» и получать на «выходе» спроектированные каркасные изделия.
Почему же не только потребитель, но и застройщик настороженно относится к использованию металлокаркаса в жилищном строительстве?
Эксперты говорят, что это, опять же, в основном культура, психология. Большинство строителей - люди второго или третьего поколения в бизнесе, и они всегда строили на основе традиционных технологий. Они спрашивают: «Почему я должен менять свой бизнес? Почему я должен инвестировать в новые технологии?». Мы можем говорить о преимуществах металлокаркаса, но суть в том, что сейчас они зарабатывают деньги, так зачем им переключаться?
Другая проблема заключается в том, где они зарабатывают свои деньги? Основной рынок металлокаркаса – производственное, сельскохозяйственное, коммерческое строительство. Выход на рынок жилья – это дорого, долго и… да сколько еще проблем у бизнеса, особенно в России!
По сегодняшним ценам вы можете быть успешными с технологией ЛСТК на рынке жилья, - говорят эксперты. - Но у вас должны быть инвестиции в технологии и инвестиции в инфраструктуру.