Сколько «проживет» каркас ЛСТК? Часть 1
Цинкование как метод защиты железа от коррозии имеет очень давнюю историю. Еще в 1742 году французский химик и физик Поль Жак Малуэн описал метод цинкования железа погружением в ванну с расплавленным цинком в докладе французской Королевской академии.
Но в этой статье пойдет речь об относительно новом явлении – строительстве на каркасе ЛСТК.
Оцинкованная сталь успешно используется уже более 70 лет в строительстве быстровозводимых зданий на каркасе ЛСТК в Австралии, Японии, Франции, США, Канаде и других странах. В Россию технология ЛСТК пришла только в конце 90-х годов прошлого века и развивается с переменным успехом.
Об этом у нас есть отдельные публикации [8, 25, 44].
В строительстве современных зданий используют профили, которые формуются путем сложного изгибания на станках рулонов оцинкованной листовой стали.
Долговечность таких профилей гарантирована при условии, что они расположены внутри ограждающей конструкции здания. Расчетный срок службы каркаса в этом случае не только сопоставим с традиционным строительством, но даже превышает срок службы здания из кирпича или бетона.
Уточним – хорошего здания, возраст которого может исчисляться сотнями лет.
Впрочем, даже профили, находящиеся на открытом воздухе либо в агрессивных средах, способны прослужить 30 и более лет. Эти утверждения в данной серии статей будут подтверждены материалами зарубежных исследований.
В России подобные исследования тоже есть, но они преимущественно лабораторные. В США, Канаде, Японии ученые выезжают «в поле» - разбирают обшивку старых домов и изучают уровень коррозии реальных действующих каркасов. Тем более, у них есть что разбирать.
Впрочем, очень старых домов, построенных на каркасе ЛСТК до или сразу после войны, у них тоже практически не осталось. Тогда еще не имели представления о современном утеплении, ветро- парозащите, поэтому внутрь «пирога» каркасной стены проникала влага со всеми сопутствующими «неприятностями». Возможно, сам каркас еще стоял бы даже в подобных жестких условиях, но такие дома сносились как непригодные для проживания.
Поскольку технологию ЛСТК мы не изобретали сами (зачем изобретать велосипед?), а «переняли», скопировали, то и предмет исследования у нас и у них одинаковый. Это профили разнообразной формы из оцинкованной стали толщиной от 0,9 до 3,2 мм с цинковым покрытием Z275. То, что у нас именуется покрытием первой категории с массой цинка 275 г на 1 кв. м. стального листа.
Именно такая сталь уже многие годы используется и за рубежом и в России для изготовления металлокаркасов жилых зданий, а также иных сооружений гражданского, промышленного, сельскохозяйственного назначения.
ГОСТ Р 52246-2016 «Прокат листовой горячеоцинкованный. Технические условия» (с с 01.12.2020 г. будет заменен на ГОСТ 14918-2020) предусматривает и другие классы покрытия: 350, 450 и 600, но они редко используются (или вообще не используются) для изготовления профилей ЛСТК.
Для этих четырех рассмотренных классов ГОСТ Р 52246-2016 указывает следующую толщину покрытия (т.е. соотношение массы и толщины цинкового покрытия):
275 – 19,3 мкм
350 – 24,5 мкм
450 – 31,6 мкм
600 – 42 мкм
Эти цифры могут пригодиться в дальнейшем изложении в следующих частях этой серии статей, поскольку в других сферах (например, в нефтяной промышленности или других высокоагрессивных производствах) может применяться металл с совсем другой толщиной цинкового покрытия, которая для «проката листового горячеоцинкованного» российским ГОСТом вообще не предусмотрена.
Смотрите часть 2, там будет интереснее.