В данной статье речь пойдёт о жилищном строительстве на металлокаркасе, а именно про то, какие проблемы инфраструктуры перед ним стоят
В технологии каркасного строительства используется такое понятие, как «система здания на металлокаркасе». Это означает, что для возведения здания, например, на каркасе ЛСТК, требуется:
- оцинкованный металлопрокат для изготовления профилей из которых делается каркас
- несущая конструкция здания;
- утеплитель или сэндвич-панель – основа ограждающих конструкций;
- плитные материалы (гипсокартон и др.) для 1) отделки, 2) дополнительного обеспечения жесткости конструкции, 3) конструктивной огнезащиты, 4) звукоизоляции, в качестве одного из слоев и т.д.
Другие материалы (кровельные, отделочные) являются обычными при любой технологии строительства.
В первой статье из серии «Жилищное строительство на металлокаркасе» была высказана мысль о том, что одной из важнейших проблем развития технологии ЛСТК в России является то, что нет налаженных каналов кооперации между всеми участниками строительного рынка, которые делают свой вклад в создание системы ЛСТК. Это можно назвать проблемой инфраструктуры.
Казалось бы, в развитии стального строительства заинтересованы все эти участники:
- металлурги;
- производители изоляционных материалов;
- производители сэндвич-панелей;
- производители гипсокартона и др.
Но, на самом деле, на рынке не наблюдается согласованных усилий по развитию технологии ЛСТК.
На самом деле, сталелитейная промышленность уже давно заинтересована в захвате большей части рынка жилищного строительства. Учитывая огромный объем этого рынка, а также то, что домов на металлокаркасе строится приблизительно 1,5% от этого объема, развитие стального строительства гарантирует им существенный рост объема производства. И, соответственно, рост прибыли.
Казалось бы, металлургические гиганты имеют огромные возможности по лоббированию своих интересов. Однако сегодня, после более чем двадцати лет развития ЛСТК в России, лишь немногие производственные компании (таковые имеются, но их в масштабах рынка ничтожно мало) предлагают покупателям дома со стальным каркасом.
Причина, возможно, состоит в том, что сталелитейная промышленность была создана не для того, чтобы поставлять продукцию и услуги так, как этого бы хотели строители. Торговые подрядчики не были обучены и подготовлены к удовлетворению потребностей рынка жилья.
Рынок металла, при этом, настолько волатилен, что производители ЛСТК не имеют возможности планировать вдолгую: мы просто не можем назвать более-менее точную цену потенциальному клиенту, планирующему строительство через полгода-год. Есть вероятность потерпеть огромные убытки на разнице цен на рынке оцинкованного металлопроката.
В настоящее время наблюдаются некоторые усилия по консолидации участников рынка строительства зданий на металлокаркасе. Создана Ассоциация развития стального строительства (АРСС), которая призвана согласовывать усилия реальных и потенциальных стейкхолдеров по развитию рынка быстровозводимых зданий на металлокаркасе.
В результате деятельности АРСС постепенно формируется нормативная база стального строительства. В последние годы приняты:
- СП 260.1325800.2016. Свод правил. Конструкции стальные тонкостенные из холодногнутых оцинкованных профилей и гофрированных листов. Правила проектирования, утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 03.12.2016 г. № 881/пр;
- ГОСТ Р 58774-2019. Стены наружные каркасно-обшивные самонесущие и ненесущие с каркасом из стальных холодногнутых оцинкованных профилей. Общие технические условия.
Также приняты или разрабатываются другие нормативные акты (в т.ч. о внесении изменений в действующие акты), которые призваны обеспечить развитие рынка стального строительства.
Возможно, принимаемые усилия будут способствовать в ближайшие годы расширению этого рынка.