Жилищное строительство на металлокаркасе: современная ситуация
Если посмотреть статистику строительного рынка, то можно легко провести сравнение объемов строительства жилых и нежилых зданий. Жилья вводится в эксплуатацию (по общей площади построенных зданий, м2) в 3-4 раза больше, чем строений нежилого назначения.
Нежилые здания – это:
- коммерческие – офисы, магазины, торгово-развлекательные центры, склады предприятий торговли (включая крупные логистические терминалы);
- промышленные – цеха, мастерские, СТО, другие производственные сооружения;
- сельскохозяйственные – коровники, птичники, хранилища сельскохозяйственной продукции.
Казалось бы, это огромные торговые и производственные площади, но жилья строится всё же значительно больше. Поэтому многие «игроки» на строительном рынке стремятся застолбить себе место в жилищном секторе.
Однако это не так просто. Мы не будем говорить в этой статье о персоналиях, речь пойдет о технологиях.
У Росстата есть такая позиция статистического наблюдения, как «ввод общей площади жилых домов по материалам стен». В 2019 году Росстат приводит следующее распределение домов по материалам стен:
- каменные - 1414,4 тыс. м2;
- кирпичные - 23606,5 тыс. м2;
- панельные - 6464,3 тыс. м2;
- блочные - 10066,6 тыс. м2;
- деревянные - 8831,7 тыс. м2;
- монолитные - 16426,4 тыс. м2;
- прочие - 15225,1 тыс. м2.
Очевидно, что лидируют кирпичные (29%) и монолитные (20%) дома, существенную долю занимают деревянные (11%). Однако нас больше интересует категория «прочие». Что сюда входит, статистическая методология не объясняет, указывая лишь, что это «дома, построенные из всех, не перечисленных выше строительных материалов».
Если здесь есть место домам на металлокаркасе, то, в любом случае, непонятно, как там считать материал стен. Из всего вышеизложенного следует простой вывод: статистики строительства жилья на каркасе ЛСТК (или ЛМК или комбинированных) в России нет.
Таким образом, ситуацию в целом, «с высоты птичьего полета», мы не увидим. Анализ публикаций в сети интернет, в т.ч. статей в профильных изданиях, материалов форумов, сайтов строительных организаций, занимающихся ЛСТК и ЛМК, показывает, что есть предложение по индивидуальным домам на каркасе ЛСТК, есть реализованные проекты многоэтажных домов на металлокаркасе (ЧМ + ЖБ), есть некоторый спрос на такие конструкции.
Однако доля жилых зданий на металлокаркасе в общем объеме строительного рынка находится пока в пределах статистической погрешности.
Какие проблемы препятствуют развитию жилищного строительства на металлокаркасе?
В первую очередь, следует сказать о том, что в России нет традиции массового жилищного строительства на металлокаркасе. Обозначим это как «проблему менталитета».
Во-вторых, у нас недостаточно разработана нормативная база строительства жилых зданий средней этажности и многоэтажных зданий на металлокаркасе.
В-третьих, нет налаженных каналов кооперации между всеми участниками строительного рынка, которые делают свой вклад в создание системы ЛСТК. Это можно назвать проблемой инфраструктуры.
Наконец, недостаточно квалифицированных кадров (архитекторов, проектировщиков, строителей), чтобы вывести металлокаркас в массовое производство.
При этом везде «красной нитью» будет проходить проблема цены. А именно, стоимости жилья для потребителей, объемов инвестиций для развития производства ЛСТК и ЛМК для предпринимателей, стоимости создания эффективной инфраструктуры и т.д.
Поговорим об этих проблемах в последующих наших публикациях под заголовком «жилищное строительство на металлокаркасе».