При эксплуатации стальных каркасов возникает опасность от вибрационных нагрузок, особенно при вынуждающих частотах колебаний, которые близки к собственным частотам самого строения. Это может вызвать резонанс из-за того, что стальные каркасы обычно являются слабо демпфированными системами. Однако, если невозможно подобрать подходящую вынуждающую частоту колебаний в процессе эксплуатации, то риск резонанса можно снизить, применяя дополнительные меры демпфирования.
Важно отметить, что при вибрационных нагрузках внутренние усилия в конструкционных сооружениях стальных каркасов уменьшаются с увеличением их жесткости, в отличие от ударных нагрузок. Этот факт необходимо учитывать при эксплуатации стальных каркасов, поскольку часто заранее нельзя предугадать все вынуждающие частоты колебаний при вибрационных нагрузках, которые могут быть случайными.
Кроме того, стоит отметить, что болтовые и заклепочные соединения в конструкционных элементах лучше справляются с вибрационной нагрузкой по сравнению с сварными соединениями. Это важно учитывать при выборе типа соединений для стальных каркасов, особенно если предполагается значительная вибрационная нагрузка на конструкцию.
При классификации вибрационных нагрузок на конструкционные сооружения стальных каркасов выделяют три основные группы в зависимости от диапазона вынуждающих частот колебаний:
- Первая группа: вынуждающая частота колебаний менее 400 циклов в минуту;
- Вторая группа: вынуждающая частота колебаний от 400 до 900 циклов в минуту;
- Третья группа: вынуждающая частота колебаний более 2000 циклов в минуту.
Эта классификация помогает определить наиболее вероятные частоты колебаний, с которыми может столкнуться конструкция в процессе эксплуатации. Учитывая эти факторы, можно более эффективно планировать и обеспечивать безопасность при работе со стальными каркасами под воздействием вибрационных нагрузок.